С целью борьбы с контрафактной продукцией, очистки потребительского рынка от подделок, для увеличения поступлений налоговых отчислений в бюджет правительством РФ было принято решение о создании в стране системы цифровой маркировки продукции.
Некоторые товары маркируются уже сегодня, для других вводится система тестирования. Завершить переход планируется к 2024 году.
В ноябре прошлого года перспективы и сложности развития программы, ожидания предпринимателей от ее реализации обсуждался в рамках VI Международного форума «Антиконтрафакт – 2018».
Создание и развитие системы будет инвестировать центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). На это планируется потратить 200 млрд рублей. В ближайшие два года обязательной маркировке подвергнутся десять товарных групп, в том числе изделия легкой промышленности, обувь, духи, табачная продукция, шины, лекарства.
Преимущества внедрения цифровой маркировки
Суть работы системы – присвоение каждому товару уникального цифрового кода с криптографической защитой, исключающей подделки. От внедрения получат выгоды:
• государственные органы – за счет увеличения налоговых выплат и повышения прозрачности рыночных отношений;
• производители, поскольку соответствующие нормам и стандартам товары обеспечат рост рыночной доли и эффективность бизнес-процессов;
• потребители, приобретающие доброкачественную продукцию.
Система позволит отследить полную логистическую цепочку, включая проверку кода товара при продаже на онлайн-кассе.
В рамках пилотных проектов уже разработаны мобильные приложения для проверки качества товаров на кассе. Однако они пока проходят стадию тестирования, поэтому работают не совсем корректно. В идеальном варианте цифровой паспорт позволит:
• однозначно идентифицировать товар;
• узнать полную историю его движения, от производителя до потребителя;
• выяснить состав;
• дополнить паспорт необходимой информацией.
Европейский стандарт штрих-кода
European Article Number (EAN) – европейский стандарт штрих-кода, автоматизирующий торговые процессы, складской учет и процедуры логистики. Но он не является уникальным, у производителей может быть несколько штрих-кодов на один и тот же товар. EAN не сообщает дополнительные данные, которые желают знать современные покупатели: состав продукта, путь к торговой точке, автоматически считываемый срок годности.
Изменения в программном обеспечении онлайн-касс
Переход на цифровую маркировку товаров предполагает обновление внутреннего программного обеспечения онлайн-касс. Крупнейший в России производитель ККТ, компания АТОЛ, реализовал данный функционал в 2017 году. Кроме этого:
• компания предлагает фискальные регистраторы, способные пробивать маркированные товары;
• в ближайшее время будет анонсирована прошивка для бюджетного устройства АТОЛ 91 Ф;
После внедрения системы цифровой маркировки товаров станет невозможным работать без 2D-сканера штрих-кода. На переходный период АТОЛ предлагает недорогие модели, осуществляющие сканирование.
Функцию приема маркированных товаров планируется реализовать посредством софта электронного документооборота, что избавит компании от рутинных бумажных операций.
Некоторые товары маркируются уже сегодня, для других вводится система тестирования. Завершить переход планируется к 2024 году.
В ноябре прошлого года перспективы и сложности развития программы, ожидания предпринимателей от ее реализации обсуждался в рамках VI Международного форума «Антиконтрафакт – 2018».
Создание и развитие системы будет инвестировать центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). На это планируется потратить 200 млрд рублей. В ближайшие два года обязательной маркировке подвергнутся десять товарных групп, в том числе изделия легкой промышленности, обувь, духи, табачная продукция, шины, лекарства.
Преимущества внедрения цифровой маркировки
Суть работы системы – присвоение каждому товару уникального цифрового кода с криптографической защитой, исключающей подделки. От внедрения получат выгоды:
• государственные органы – за счет увеличения налоговых выплат и повышения прозрачности рыночных отношений;
• производители, поскольку соответствующие нормам и стандартам товары обеспечат рост рыночной доли и эффективность бизнес-процессов;
• потребители, приобретающие доброкачественную продукцию.
Система позволит отследить полную логистическую цепочку, включая проверку кода товара при продаже на онлайн-кассе.
В рамках пилотных проектов уже разработаны мобильные приложения для проверки качества товаров на кассе. Однако они пока проходят стадию тестирования, поэтому работают не совсем корректно. В идеальном варианте цифровой паспорт позволит:
• однозначно идентифицировать товар;
• узнать полную историю его движения, от производителя до потребителя;
• выяснить состав;
• дополнить паспорт необходимой информацией.
Европейский стандарт штрих-кода
European Article Number (EAN) – европейский стандарт штрих-кода, автоматизирующий торговые процессы, складской учет и процедуры логистики. Но он не является уникальным, у производителей может быть несколько штрих-кодов на один и тот же товар. EAN не сообщает дополнительные данные, которые желают знать современные покупатели: состав продукта, путь к торговой точке, автоматически считываемый срок годности.
Изменения в программном обеспечении онлайн-касс
Переход на цифровую маркировку товаров предполагает обновление внутреннего программного обеспечения онлайн-касс. Крупнейший в России производитель ККТ, компания АТОЛ, реализовал данный функционал в 2017 году. Кроме этого:
• компания предлагает фискальные регистраторы, способные пробивать маркированные товары;
• в ближайшее время будет анонсирована прошивка для бюджетного устройства АТОЛ 91 Ф;
После внедрения системы цифровой маркировки товаров станет невозможным работать без 2D-сканера штрих-кода. На переходный период АТОЛ предлагает недорогие модели, осуществляющие сканирование.
Функцию приема маркированных товаров планируется реализовать посредством софта электронного документооборота, что избавит компании от рутинных бумажных операций.