https://www.atol.ru/upload/iblock/ce7/antikontrafakt_foto-_1_.png20 ноября Алексей Макаров, председатель совета директоров АТОЛ, принял участие в VI Международном форуме «Антиконтрафакт – 2018», который организовало Министерство промышленности и торговли РФ при поддержке Евразийской экономической комиссии и Международной ассоциации «Антиконтрафакт». Представитель АТОЛ выступил на круглом столе в рамках секции «Экономика доверия: цифровая маркировка в РФ и ЕАЭС как основа прозрачной среды для бизнеса, власти и потребителей». Эксперты обсудили сложности и перспективы развития маркировки в России, а также связанные с этим ожидания предпринимателей. Модератором секции был Вугар Исаев – владелец компании «Снежная королева».

Андрей Кириллов, операционный директор Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), отметил, что со временем национальная система маркировки и прослеживаемости товаров будет хранить данные обо всей продукции, производимой и перемещаемой в стране. Вот почему у этой системы должна быть единая архитектура, единый дата-центр и единая команда. На создание такой системы ЦРПТ, как ее оператор, планирует потратить около 200 млрд рублей. В ближайшие два года к программе маркировки будут подключены десять товарных категорий. Первыми станут обувь, лекарства и табак. В этих отраслях промышленности уже успешно проходят эксперименты. Например, уже сейчас в системе зарегистрировано более 200 участников табачного рынка и промаркировано более 122 млн пачек сигарет. По оценке ЦРПТ, через год после введения обязательной маркировки государство и легальный бизнес получат дополнительно порядка 1,1 трлн рублей. Андрей Кириллов обратил внимание на текущие показатели по количеству контрафакта на рынке и инициативах бизнеса. «На рынке минеральной воды в период повышенного летнего спроса уровень поддельной воды достигает 60%. В ЦРПТ и Минпромторг уже обращались представители бизнеса, производители с инициативой о запуске маркировки для этой и других важнейших групп товаров».

Общая_с_МАП.JPG

Илья Лоевский, заместитель руководителя Роскачества, рассказал, что за три года его организация исследовала более 4 тыс. товаров из более чем 100 категорий. Продукция, успешно прошедшая ее экспертизу, признается качественной. Для потребителей, желающих проверить товар в магазине, Роскачество разработало специальное мобильное приложение. Вот только распознать товары удается не всегда. Причина — в путанице со штрих-кодами. И кассовый чек не спасает: в нем еще нет идентификатора товара. «Мы хотим, чтобы появился цифровой паспорт товара, с помощью которого, во-первых, мы можем однозначно идентифицировать товар, во-вторых, посмотреть его историю, узнать, какой в нем состав, и будет возможно дополнить цифровой паспорт любой дополнительной информацией», — подытожил Илья Лоевский.

Дмитрий Русаков, директор департамента реализации межотраслевых проектов и программ Х5 Retail Group, убежден, что без маркировки современный ритейл существовать не может. Но она должна быть более емкой, системной и качественной. Например, EAN13, европейский стандарт штрихкода, пока нельзя назвать оптимальным решением: у производителя может быть несколько кодов на один товар. Недостаток есть и в штрихкоде: в нем заложено недостаточно информации. А люди нового поколения желают знать больше: где и из чего сделан продукт, как он попал на прилавок. Чтобы система маркировки не вела к удорожанию облуживания покупателей, нужно включать в нее полезные для ритейлера возможности. Например, в реализации молочной продукции можно было бы применять машиночитаемый срок годности. Для этого потребовалось бы в том числе настроить программное обеспечение (ПО) кассы на запрет продажи товара с истекшим сроком.  

Алексей Макаров, председатель совета директоров АТОЛ, призвал ритейлеров подключаться к маркировке уже на ранних стадиях ее развития. Это позволит понять, как она отразится на технологических процессах предприятия и что необходимо будет доработать. К тому же бизнес избежит лишних расходов, которые возникают, когда апгрейд выполняется в последний момент. Ведь в такой ситуации на рынке всегда высокий спрос на кассовые решения и дефицит специалистов, помогающих их внедрить. В связи с маркировкой рознице предстоит обновить внутреннее ПО кассы (прошивку), так как она является звеном вывода товаров из оборота при их продаже покупателю. Но если говорить об АТОЛ, то многие его фискальные регистраторы, представленные на рынке, уже готовы обеспечивать выбытие маркированных товаров. Соответствующую функциональность разработчик реализовал в них еще в конце 2017 г. А прошивку для ньюджеров, своих более простых касс, компания предложит в ближайшее время. Кроме того, с внедрением маркировки станет обязательным применение 2D-сканеров штрихкодов. Торговым точкам, у которых их пока нет, АТОЛ предлагает новую бюджетную модель. Ее розничная цена – всего 3800 рублей. И еще одно необходимое для ритейла изменение, – обновление кассового ПО, позволяющее поддерживать приемку маркированных товаров. Саму функцию приемки нужно будет выполнять через электронный документооборот (ЭДО). По заверениям операторов ЭДО, входящие документы будут для бизнеса бесплатными. А время обучения сотрудников работе с ЭДО окупится потом сполна. Ведь предприятие избавится от трудоемких бумажных операций.

Участники круглого стола отметили, что в будущем цифровая маркировка позволит отслеживать логистику товара и даже его утилизацию.